Советник председателя совета Союза старателей России Павел Луняшин

Проблема, с которой столкнулись золотодобытчики в последние несколько лет, и о которой подробно рассказал генеральный директор ОАО «Сусуманзолото» Александр Чугунов, далеко не локальная. Несоблюдение условий технических проектов стало чуть не любимым поводом для штрафов, а то и попыток отзыва лицензий для контролирующих органов. Прежде всего это Росприроднадзор. Ситуацию комментирует советник председателя совета Союза старателей России Павел Луняшин.

— Павел Дмитриевич, как вы знаете, практически невозможно с точностью до одного килограмма рассчитать объем добычи драгметалла, отсюда и несоответствие этих объемов техпроектам. Насколько правомерно Росприроднадзор выписывает в таких случаях штрафы?

— Росприроднадзор начисляет штрафы в полном соответствии с частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 20. 12. 2017 № 414-ФЗ. Звучит это так: «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требования, утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

Однако всему есть объяснение. Отклонение объемов добычи от запланированных показателей связано с тем, что при разведке россыпных месторождений до категорий С1 и С2 достоверность подсчета запасов недостаточно высокая. Количественные параметры разведки имеют погрешности в подсчете объемов песков и запасов золота до 40—50 процентов.

Естественно, и результаты отработки могут варьироваться в ту или иную сторону по сравнению с проектом. И по объему песков, и по объему запасов золота. При этом предприятия нередко допускают выход за пределы уровня добычи, заявленного в проекте. И обусловлено это геологическими факторами конкретного месторождения. Мы считаем, что отклонения от технического проекта в пределах погрешности разведки являются естественными и не могут считаться составом правонарушения.

— Но на практике все происходит иначе…

— Да, Росприроднадзор не вникает в конкретные обстоятельства по конкретному месторождению. Предприятиям начисляются административные штрафы по 300—500 тысяч рублей, да еще должностному лицу 20 тысяч. Мотивируется это несоответствием объемов добычи песков и золота годовой проектной мощности месторождения.

И штрафы эти выписываются многим предприятиям в золотодобывающих регионах страны. При этом в отработку вовлекаются только площади, согласованные органами Ростехнадзора и планами развития горных работ.

— Но, если я не ошибаюсь, закон требует максимально полной выемки драгметалла?

— В том-то и парадоксальность ситуации. Золотодобытчики стремятся обеспечить полноту выемки, добывают сверхплановый металл, что приносит государству дополнительные поступления в бюджет. Кстати, в советские времена сверхплановая добыча золота не только приветствовалась, но и поощрялась. А сейчас чиновники демонстрируют явно негосударственный подход.

В погоне за сиюминутной выгодой и стремлением отрапортовать о собранных штрафах они не думают о том, что сверхплановое золото приносит многие миллионы в бюджет. «Забывают» о том, что государство активно стремится пополнить свой золотой запас. Им проще обложить штрафами тех, кто этот запас как раз и пополняет.

— Павел Дмитриевич, но ведь бывает и обратная ситуация — добывается меньше, чем заложено в проекте.

— Да, и это тоже большая проблема — неподтверждение запасов на месторождении. Золотодобывающее предприятие выиграло аукцион, заплатило за лицензию немалые деньги, получило все необходимые государственные экспертные заключения. А по окончании работ или в их процессе выявился неотход песков и (или) золота. Естественно, это привело к невыполнению технического проекта отработки.

Формально чиновники наделены правом оштрафовать такое предприятие. Но возникает вопрос: а какую ответственность несет при этом государство, которое выставило объект на аукцион и продало лицензию на его отработку? На сегодняшний день — никакой.

Да, чиновники действуют в полном соответствии с законами и нормативными актами. Но это мешает недропользователям, приносит убытки государству. Выход один — менять правила, находить разумные решения.

— Но, похоже, нынешние чиновники этого делать не собираются.

— В прежние годы большинство специалистов государственных контролирующих органов приходили туда с производства. Они обладали большим опытом и высокой квалификацией, и это позволяло им сглаживать несовершенство и неадекватность действующих законов и нормативных актов.

Отклонения в части увеличения или уменьшения объемов фактической добычи считали малозначительным нарушением, которое не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ.

Но сейчас, когда настоящих профессионалов стали заменять «эффективными менеджерами», которые не знакомы с производством и его проблемами, горные предприятия все чаще страдают от деятельности таких «специалистов».

Причем в приватных беседах чиновники не скрывают, что они штрафуют в основном успешные предприятия, поскольку артели, которые и так еле сводят концы с концами, штрафы могут и вовсе разорить. Что тоже нежелательно.

Большинство российских золотодобывающих предприятий находится в непростой финансовой ситуации из-за постоянного роста цен на материальные ресурсы и истощения минерально-сырьевой базы. А легкость, с которой взимаются штрафы, значительно ухудшает их положение.

— Павел Дмитриевич, что предпринимает Союз старателей России в связи со сложившейся ситуацией?

— Мы обратились в руководство Федерального агентства «Роснедра» с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Союз добивается указания агентства «Роснедра» о том, что при работе на площадях, согласованных органами Ростехнадзора и включенных в планы развития горных работ, отклонения в части увеличения или уменьшения объемов фактической добычи минерального сырья в пределах погрешностей детальной разведки С1 плюс-минус 40 процентов, могут считаться малозначительными нарушениями, не образующими состава предусмотренного частью 2 статьей 7.3 КоАП правонарушения. Надеемся, что нас услышат и поймут.

Ольга Глазунова