Проект изменений в Законе РФ «О недрах», разработанный министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области с учетом предложений старателей Колымы, до сих пор не внесен на рассмотрение в Государственную думу. Постоянный автор нашего журнала, известный геолог Виктор Потириди, еще раз говорит о том, что необходимо изменить в Законе «О недрах». И старатели Колымы надеются, что их, наконец, услышат.

1. Получение лицензий на право пользования недрами

Время между подачей заявки на участок недр и выставлением его на аукцион на сайте «Торги…» составляет в среднем два-три и более лет. Такое положение дел не дает возможности предприятию решать вопросы дальнейшего направления работ на перспективу. Поэтому время между подачей заявки и выставлением участка на аукцион необходимо максимально сократить.

2. Геологоразведочные работы

Если на месторождении имеются прогнозные ресурсы, то первым пунктом в лицензионном соглашении стоит проведение геологоразведочных работ. При этом законодателя не интересует, а есть ли необходимость в этих работах. Но месторождение неоднократно разведывалось в разные годы, все уже бурено-перебурено, и результат был один — промышленного золота в интервалах, где числятся прогнозные ресурсы, нет. Кроме того, никогда только наличие прогнозных ресурсов не служило основанием для проведения ГРР. Всегда учитывались геологические условия формирования россыпи и ранее проведенные работы!

Тем не менее мы обязаны еще раз провести по этим интервалам ГРР. Зачем нас заставляют, за наши же деньги, полученные в банке под немалый процент, проводить бессмысленные и ненужные работы — составлять проекты ГРР, платить за проведение экспертизы проекта, организовывать и проводить эти работы, ежеквартально отчитываться о них, составлять отчет о результатах ГРР, платить за экспертизу отчета и т. д. (мы вообще превратились в какой-то придаток ГКЗ, работаем только для их удовольствия).

А не проведешь работы — штраф 300 тысяч рублей и перспектива остаться без лицензии.

Наше мнение — проводить или не проводить геологоразведочные работы предприятие должно решать самостоятельно. Но уж если государство так настаивает на таких работах, только на основании наличия на участке прогнозов, без учета всех нюансов, то, может, оно и денег на это даст?

Или пусть восстанавливают геологоразведочные экспедиции и бурят, где считают нужным. Можно такие работы организовать через Росгеологию, например. Только лавочка эта быстро закроется. Результат таких работ будет практически нулевой. Чтобы исправить ситуацию, необходимо внести изменения в Закон «О недрах» в той части, где предусмотрено опережающее геологическое изучение недр перед добычей. Решать вопрос о проведении или не проведении ГРР должно предприятие! А не «дяди» из Москвы.

3. Особая статья — техногенка

Основная проблема техногенки — до настоящего времени нет четкого определения, что является техногенным комплексом. Некоторые подразумевают под этим исключительно отходы добычи и связанные с ней перерабатывающие производства (скопления минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, находящихся в отвалах, эфелях, терриконах и т. д.) (из Проекта внесения изменений в Закон «О недрах»).

Мы считаем, и это показывает практика, что отработанное на 75—80 процентов месторождение должно полностью квалифицироваться как техногенное и включать в себя и недоработанный плотик, и бортовые и внутриблоковые целики, и гале-эфельные и торфяные отвалы. И в «Методических указаниях по подсчету запасов…» на странице 87 такое определение есть. Там сказано: «Запасы техногенных месторождений это — запасы в галечных, эфельных, гале-эфельных и торфяных отвалах, бортовых и внутриконтурных целиках, в недоработках по плотику». Но этого никто из руководства не видит.

Последние два года мы добились разрешения проводить работы по техногенному комплексу путем проходки полигонов по принципу ОПР. Но это временные рекомендации, которые на следующий год могут и не ввести в действие. А ведь в 2018 году в области было разработано и согласовано более 80 проектов ОПР! Значит спрос на разработку техногенного комплекса есть, и это естественно. Поэтому, в срочном порядке необходимо принимать изменения в Закон «О недрах» в части добычи ПИ из техногенных россыпей, разработанный МПР Магаданской области в 2018 году, которые дадут возможность предприятиям спокойно работать по принципу предпринимательского риска в пределах горного отвода месторождения.

Кроме того, возникает вопрос: а с чего это техногенные образования оцениваются по категории Р1? Если посмотреть инструкции и методические рекомендации, данной категорией оцениваются малоизученные площади и участки, где возможно дальнейшее проведение геологоразведочных работ с возможным переводом, в случае положительного результата, в более высокие категории и подсчет запасов.

Каким образом россыпное месторождение, на котором были проведены все стадии геологоразведки, подсчитаны и отработаны запасы, опять оказалось малоизученной территорией с прогнозами по категории Р1?

Поэтому единственным способом удержания россыпной золотодобычи на достигнутом уровне считаем введение упрощенной системы получения и продления лицензий для участков недр, включающих техногенный комплекс и остаточные целиковые балансовые запасы. Все это и предусматривают разработанные МПР Магаданской области изменения в Закон «О недрах».

4. Отработанные площади

На территории Магаданской области находится большое количество отработанных месторождений, на которых не числится ни запасов, ни прогнозов. Получить лицензию на такие участки до недавнего времени можно было только литеры БП, то есть поисковую. Но на сегодняшний день имеется письмо заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию Аксенова С.А., запрещающее выдавать лицензии литеры БП на отработанные техногенные россыпи. А люди хотят получить лицензию на такие участки, работать на свои деньги, на свой страх и риск, ни у кого ничего не прося и не составляя бессмысленных проектов и отчетов. Отчет должен быть один — добытый металл и уплаченные налоги. И такую возможность необходимо людям предоставить! Пока еще есть такие желающие и знающие места для работы. Скоро их не будет.

Отдельные моменты:

1. Проект горного отвода

Почему горные отводы делят на участки для ведения ГРР и участки добычи? В лицензионных условиях указаны границы и координаты угловых точек горного отвода, координаты эти утверждены и согласованы, вот в этих пределах и должны выдаваться горноотводные акты, без всякого деления на отдельные участки. Ведь лицензии предприятиями приобретаются с учетом наличия на них не только балансовых запасов, но и техногенного комплекса. И горные отводы должны выдаваться с учетом того, что предприятие, при необходимости, может вести добычные работы по техногенному комплексу на основе предпринимательского риска.

2. Планы развития

Если предприятие не является опасным производственным объектом, дать возможность работать по согласованному техническому проекту, без согласования годовых планов развития горных работ в Ростехнадзоре. Либо предоставить такую возможность для технических проектов, согласованных на срок менее чем на 5 лет (сейчас действует правило для проектов, разработанных на срок не более двух лет).

3. Земельные отводы

Инициировать процесс перевода лесных земель в земли промышленности.

Резюмируя все выше сказанное, необходимо в первую очередь принять разработанный МПР Магаданской области закон о техногенных россыпях.

Это позволит:

1. Внести изменения в Закон РФ «О недрах», в котором определение «техногенная россыпь» подразумевает под собой не только остаточно отвальный комплекс, а полностью отработанный участок месторождения в границах предварительного горного отвода.

2. Техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов, на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей агентства Роснедра и органов исполнительной власти.

3. Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей без геологического изучения недр, без проведения государственной экспертизы техногенных запасов и установления кондиций.

4. Запасы техногенных россыпей ставить на оперативный учет по результатам их отработки и списывать по завершении работ.

Необходимо также:

1. Упростить процедуру продления лицензий на недра на отработанные месторождения для освоения техногенных запасов. Продление срока действия лицензий на недра проводить без привязки к наличию балансовых запасов на месторождении, по факту ведения добычных работ, сдаче золота, уплаты налогов и отсутствия нарушений со стороны Ростехнадзора и Росприроднадзора.

2. Определить ставку НДПИ при отработке техногенных месторождений не более 3 процентов.

При уменьшении запасов россыпного золота, ухудшении кондиций и горно-технических условий отрабатываемых месторождений, рентабельность предприятий стремится к нулю. Если не принять срочных мер, в том числе и наших предложений по работе с техногенными образованиями, внесению изменений в Закон «О недрах», последствия будут самыми нежелательными для развития региона.

Для примера: при сокращении добычи россыпного золота в Магаданской области на 8 тонн выпадающие доходы от НДПИ составят (при цене золота 2300 рублей за грамм) в федеральный бюджет 441,6 млн рублей, в областной бюджет — 662,4 млн рублей. Кроме этого уменьшатся поступления в бюджеты от прибыли и НДФЛ. Кому это выгодно?