На вопросы недропользователей в этой рубрике журнала отвечает генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателя» Елена Анатольевна Кедя. Свои вопросы читатели журнала могут присылать на e‑mail: ha‑Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. с пометкой «Вопрос юристу».

В России постоянно умножается количество новых законодательных актов. Большинство из них вносят поправки в уже существующие и действующие законы и кодексы.

Например, в ФЗ «О недрах» за все время его существования было внесено бесчисленное количество изменений с помощью 57 разных федеральных законов.

Не проходит и года, чтобы в закон не вносились какие-либо изменения или дополнения. Некоторые положения закона, напротив, исключаются в связи с устареванием или выявленными противоречиями или несовершенствами правового регулирования. Однако и в настоящее время некоторые нормы указанного закона носят противоречивый и расплывчатый характер.

По общему правилу изменение закона может быть связано как с необходимостью приведения правовой регламентации в соответствие с правилами делового оборота с помощью правотворчества, а может быть, напротив, вызвано необходимостью корректировки поведения общества в русле конкретного правового регулирования.

Однако, как показывает практика, слишком частые изменения закона могут возыметь совершенно обратное действие и вызвать рост и без того высокого уровня правового нигилизма.

В рамках данной статьи мы не будем погружаться в причины внесения законодательных инициатив, а попробуем разобраться в запутанных правилах законотворческого процесса.

В качестве основных конституционных требований к право­творчеству выступают: законность нормативных правовых актов; отражение в законодательстве интересов населения; обеспечение демократизма и гласности при разработке и принятии нормативных правовых актов; единство, полнота и непротиворечивость системы нормативных правовых актов; согласованность правовых актов регионального уровня с федеральными актами; обязательность создания механизмов реализации нормативных правовых актов; открытость и доступность информации о правовых актах.

Любой закон принимается с соблюдением общих стадий:

1) законодательная инициатива субъекта права законодательной инициативы;

2) предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе;

3) обсуждение и принятие закона Государственной Думой;

4) обсуждение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание закона главой государства и официальное опубликование закона.

Согласно ст. 104 Конституции РФ, правом внесения законопроектов в парламент государства на федеральном уровне обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Этим правом обладают также (но только по вопросам их ведения) Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива — это конституционное право уполномоченных субъектов по внесению законопроектов в парламент.

Субъект права законодательной инициативы вносит законопроект в аппарат Государственной Думы РФ, где осуществляется его регистрация.

Спикер палаты направляет зарегистрированный законопроект в профильный комитет, который определяет его соответствие требованиям Конституции РФ и Регламента палаты.

Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект соответствует предъявляемым требованиям, Совет Государственной Думы РФ по предложению профильного комитета принимает решение:

  • назначить один из комитетов Государственной Думы РФ ответственным по законопроекту;
  • включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы РФ на текущую либо на очередную сессию;
  • направить законопроект в комитеты, комиссии и депутатские объединения, федеральные органы государственной власти (Президенту РФ, Совету Федерации РФ, членам Совета Федерации РФ, высшим судам по вопросам их ведения) для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

В случае если, по мнению комитета, законопроект не соответствует предъявляемым требованиям, Совет Государственной Думы РФ принимает решение о возвращении законопроекта инициатору и такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу.

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. В случае отсутствия явных нарушений и соблюдения вышеупомянутых требований, предъявляемых к законопроектам, Совет Государственной Думы РФ направляет законопроект в ответственный комитет палаты.

Законодателем введено обязательное согласование проектов федеральных законов о предметах совместного ведения с субъектами РФ, закреплена процедура участия субъектов РФ в законодательном процессе.

Третья стадия законодательного процесса включает рассмотрение законопроектов в Государственной Думе в трех чтениях.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может:

  • принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
  • принять закон;
  • отклонить законопроект.

При отклонении законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

Если закон принят в первом чтении, то альтернативные законопроекты не принимаются к рассмотрению. Альтернативные законопроекты рассматриваются Государственной Думой РФ в первом чтении совместно с использованием рейтингового голосования.

Решение о принятии законопроекта в первом чтении требует простого большинства от общего числа членов палаты.

Совет Государственной Думы РФ принимает решение о включении законопроекта во второе чтение и определяет докладчика ответственного комитета. После принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий и редакционной правки. Если проведена правовая и лингвистическая экспертиза, законопроект может быть принят в третьем чтении в тот же день.

Завершает данную стадию принятие закона в третьем чтении. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению. В исключительных случаях возможно возвращение к процедуре второго чтения.

Четвертая стадия — рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации РФ. После поступления федерального закона в Совет Федерации РФ спикер палаты определяет ответственный комитет.

Ответственный комитет дает оценку рассматриваемому федеральному закону, формулирует и направляет спикеру палаты одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Фе­де­рации одобрить федераль­ный закон, принятый Госу­дар­ственной Думой;

б) рекомендовать Совету Феде­рации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. При этом в заключении излагаются мотивы, по которым комитет (комиссия) палаты считает необходимым его отклонить.

Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой РФ федерального закона с указанием разногласий направляется в Государственную Думу РФ. Постановление об одобрении закона в пятидневный срок направляется спикером Совета Федерации РФ главе государства для подписания и обнародования закона.

Завершающая стадия — подписание закона главой государства и официальное опубликование. Согласно закону, в России применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы в «Российской газете», «Парламентской газете», Собрании законодательства Российской Федерации, а также впервые размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе.